Мнения

Юлий БОРИСОВ
30 сентября 2010 г.

МАК. Какие архитекторы, на Ваш взгляд, необходимее России теперь? соотечественники или иностранцы? Имена, опыт, талант, технологии или нечто иное?

БОРИСОВ Ю. Архитекторы должны быть хорошие, неважно кто они, россияне, украинцы, англичане или бразильцы, но они должны быть хорошими, профессиональными! Чем лучше будут самые востребованные архитекторы, тем выше будет общий уровень. И он будет расти.

Убежден, хороший архитектор редко когда испортит Москву. Я считаю, что мы сами, отечественные архитекторы, много напортили, прикрываясь отсутствием опыта, заказчиками, нежеланием сопротивляться административным барьерам, желанием быстро заработать.

Это мое личное мнение.

МАК. Какими должны быть конкурсы, если Вы считаете, что они нужны? Открытыми или закрытыми, только с российскими участниками, с интернациональными командами, как ДИНАМО, например?

БОРИСОВ Ю. Чем больше конкурсов, тем лучше, однозначно. Они должны быть с предквалификацией и платными или двухстадийными. Конкурсы, когда участвуют 1000 человек, бессмысленны, потому что профессиональные бюро бесплатно не будут участвовать и никогда не участвуют, а если это 5-6 команд и какие-то минимальные деньги (сотрудникам, на карандаши и бумагу, условно говоря), то однозначно они нужны, и именно такие и нужны. Конкурс - это единственное, что позволяет выявить самое лучшее решение, конкретное: в это время, для этого участка, для этой задачи. Потому что у любых архитекторов бывают неудачные проекты и озарения, и малоизвестным людям надо как-то пытаться выбраться, нужно дать им шанс. Они, конечно, должны потихонечку сначала построить что-то поменьше, потом чуть побольше, потом еще чуть побольше, и когда уже почувствуют, что могут это сделать, думаю, их тоже пригласят. А пока для них можно объявлять конкурс на концепцию, как на олимпиаде в Пекине. Если идея понравилась, можно взять потом кого-то с опытом проектировать.

Я и сам хотел бы поучаствовать в конкурсе на реконструкцию Динамо, но пока не смогу, как говорится. Но надеюсь, что так будет.

Мы очень много участвуем в тендерах, и в любом тендере есть формальные условия, предквалификация. Первое – это опыт работы. Он может быть подтвержден письменно или рекомендациями. Если заказчик хочет получить проект на что-то конкретное, то участники должны уметь это что-то делать, он же не хочет на себе экспериментировать, значит должен проверить. Второе условие – у нас есть допуски и СРО, банковские гарантии. Количество компьютеров, например, подтверждает, что, да, мы можем выполнить в случае выигрыша поставленную задачу. И во всем мире это отработанная технология, и отсев, если речь идет о проектировании, происходит с людьми, которые не могут этого сделать из-за отсутствия квалификации.

МАК. У кого Вы учились, учитесь и собираетесь ли еще учиться профессии? У себя, на собственном опыте и ошибках, у конкретных Гуру?

БОРИСОВ Ю. Своей профессии архитектор может и должен учиться всегда. Остановиться невозможно, поэтому отвечу так: у кого учился?

В МАРХИ, у многих преподавателей, потом в Германии, потом на собственных ошибках, теперь уже стараюсь учиться на чужих, но... (смеется).

Поучился бы у Девида Чипперфильда (david chipperfield), Марко Когана (marcio kogan), Марио Ботты (mario botta), Жана Новеля (jan nouvel)

На лекции хожу, на семинары стараюсь, очень многое дает общение с коллегами. Была бы возможность курсов повышения квалификации, я бы с удовольствием пошел. Интернет изучаю, езжу по миру посмотреть новые постройки, смотрю прессу.

Понравилась книга «Источник» (автор Айн Рэнд) про архитектора, который сражался за чистоту и прогрессивность идеи. Это было сто лет назад в Америке, но истории всё те же. И там архитектор построил здание, никто его не понял, что это шедевр, здание перестроили, навесили карнизиков, тогда он его взорвал...

Вот такая у человека ответственность перед собой, в первую очередь, за свое творчество. Очень полезная книга! Для каждого архитектора, строящего в том числе и в Москве. Настоятельно всем коллегам советую почитать.

МАК. Чем Вы готовы поделиться с архитекторами? Сомнениями или готовыми рецептами, общими сведениями или выстраданными глубоко личными переживаниями (это уже не вопрос, а понимание права на выбор степени открытости)

БОРИСОВ Ю. Я считаю, что архитекторы должны общаться друг с другом не для того, чтоб выудить какие-то секреты или узнать внутренние методы мастерства, ведь у каждого свое личное отношение с творчеством, и мне кажется, его надо самому выстрадать и бесполезно его передавать. А вот общественная позиция архитектора, его место в обществе, соотношение бизнеса и творчества, отношения архитектора с городом, заказчиком, коллегами, - вот эти темы, мне кажется, можно обсуждать помимо готовых работ. И здесь я готов делиться, и с удовольствием воспринял бы иное мнение, отличное от моего, если бы со мной кто-то поделился, потому что эти вопросы у всех примерно одинаковые.

И самое главное, если у большинства будет общая позиция по этим вопросам, то каждому из нас будет легче работать. Если мы правильно выстроим отношения с городом, заказчиком, сотрудниками, всем будет проще. Ведь заказчики пользуются нашими слабостями в первую очередь. Когда мы разрозненные, когда мы хотим чуть лучше кушать, то всегда есть шанс этим воспользоваться или тем, что мы хотим что-то построить. И если кто-то более строптив, а кто-то более сговорчив, то соответственно заказчик выбирает...

Но с другой стороны, помимо нашей позиции есть рынок, который тоже очень хорошо исправляет все эти взаимоотношения, и сейчас видна динамика, ситуация становится все более прозрачной: востребован хороший архитектор, профессиональный. Я не работаю с градостроительными проектами, строю камерные объекты. На рынке корпоративной архитектуры и интерьеров уже сложилась нормальная спокойная ситуация: есть игроки, есть лидеры рынка, есть отстающие. Отчасти это связанно с отсутствием жесткого прессинга административных барьеров и личной заинтересованности заказчиков в конечном результате. Желательно, чтобы и на большую архитектуру, градостроительство эта тенденция распостранялась.

Уверен, что так и получится, вопрос лишь в том, как скоро?

©OOO «МАК» 2014