Мнения

Мнения о летающей тарелке отважных космонавтов
22 сентября 2012 г.


Ксения СКОРОХОД, Михаил СКОРОХОД Архитектура здоровья

Одна из самых заметных и устойчивых тенденций в сегодняшнем информационном мире – традиция «утаскивать» и размещать в своих блогах изображения из различных интернет-источников. Таким образом активные пользователи сети делятся удивившими и вдохновившими их артефактами с другими. Фотографии необычных зданий (а именно такие, конечно, впечатляют людей –неархитекторов) гуляют по просторам Всемирной паутины и неизбежно попадают в различные рейтинги.

По версии зарубежного сайта http://villageofjoy.com/50-strange-buildings-of-the-world/ здание пансионата «Дружба» оказалось в первой пятидесятке наиболее часто копируемых и размещаемых в частных блогах диковинных построек. Что же привлекает респондентов? Наверное, нетривиальность, остроумие, артистизм, яркая образность. В списке соседствуют «скульптура» и «игрушка», «организм» и «машина». Но в любом случае эксперимент, аттракцион. Образ, вызывающий ассоциации, будоражащий воображение, включающий в игру.

Вероятно, не всякому отдыхающему есть дело, что здание его пансионата является мощнейшим прорывом в архитектуре, чудом конструктивной и инженерной мысли. Мало кто задумается, насколько непросто было реализовать этот проект. Но, несомненно, каждый чувствует здесь прилив сил и заряд бодрого оптимизма, присущий настоящему космонавту орбитальной станции, ибо эта чудо-конструкция обладает харизмой, дающей поистине терапевтический оздоравливающий эффект.

Спасибо авторам и МАКу!

Польза, прочность, красота, здоровье!


Дмитрий ПИСМАНИК Первый раз я познакомился с Дружбой, когда мне предложили помочь в поисках материалов для книги Феликса Новикова и Владимира Белоголовского “Советский модернизм”. Тогда-то я и наткнулся на фотографии тарелки! с тех пор мечтал сюда попасть! о том чтобы пожить и прогуляться с авторами не было и речи... и вот я стою здесь, на дне бассейна, висящего под днищем тарелки, внешне сдержанный, а в душе у меня от восторга и счастья взрывается салют и пляшут цыгане! Мечта сбылась!

Максим МУЩЕРОВ От лица молодых участников МАК хочется выразить восхищение возможностью вживую прикоснуться к ярчайшему шедевру архитектуры ушедшей эпохи, эпохи недооцененной, эпохи единичных ярких воплощений на сером фоне массовости. Устремление в будущее, заложенное авторами и воплощенное в технологиях и формах объекта, заставляет задуматься и переосмыслить культ личности многих современных заграничных архитекторов сложившийся за последние годы. Путь нового открытия забытых отечественных разработок и воплощений, и популяризация их в профессиональных (хотя бы) кругах может явиться тем двигателем инноваций в архитектуре, которого все ждут на фоне наметившегося творческого застоя в среде. Огромная благодарность авторам проекта Василевскому Игорю Александровичу и Стефанчуку Юрию Федоровичу за уникальную экскурсию, так же команде МАК за возможность вживую соприкоснуться с историей и за поддержание связи поколений.


Архитекторы А.Р.Асадов и М.М.Асадова Одно из самых знаковых явлений советской архитектуры — пансионат «Дружба» — достоин включения в сокровищницу мирового архитектурного наследия.

До Василевского и Канчели еще никому не удавалось так органично соединить столь яркие архитектурные и конструктивные решения, так мастерски вписать здание в уникальный природный ландшафт. По прошествии времени сооружение остается ярким и современным. Так достойно пройти проверку временем мало кому удалось из наших современников.

Нам посчастливилось в течение многих лет быть знакомыми с этим замечательным человеком и выдающимся архитектором — Игорем Александровичем Василевским.



Михаил ХАЗАНОВ Когда мы много лет назад зашли с Сашей Асадовым в Курортпроект, cмотрим - стоит ДРУЖБА. Мы увидели проект, увидели молодого и бодрого Нодара, Игоря Василевского, Юрия Стефанчука, они здесь носились с круглыми планами...

Потрясающий проект, ну просто космический!

Мы с Сашей переглянулись тогда и поняли, что здесь останемся. Так оно и получилось.

Дружба гениальный объект, и это всегда было понятно. И никаких аналогов в мире никогда не было, если что-то появлялось, то после нее.

На проплывающем мимо кораблике говорили – объект построили чехи (ремарка МАК – теперь называют автором Игоря Василевского). И что он крутится за солнцем...

Это местная мифология. И можно, когда она приобрела высокий смысл. Интересный объект сам рождает легенды. Мне очень жаль тех деревянных павильонов на золотом пляже, которые я видел в своем детстве, но очень редкий случай и это именно он, когда удалось посадить летающую тарелку - гостя из будущего!..

Кроме всего прочего там 4 градуса забирается у моря, и за счёт разницы температур обогревается весь пансионат.

Неслучайно в толстой французской книжке, посвящённой советской архитектуре, ДРУЖБА на обложке в полный рост.

Когда находишься внутри, благодаря открытому световому двору, возникает ощущение полета в открытом космосе — оторванность от земли и, поскольку ты в круге, пеленгует! Вместе с тем все время осознаешь дистанцию до центра: по радиусу, по потолку, по полу (по дуге) понимаешь, где находишься. Сложное чувство и странное. Такое бывает в корабле, в самолете, а кто обещал что экзотики не будет в курортной архитектуре?..

Это как раз хорошо!


Наталья СИДОРОВА, Даниил ЛОРЕНЦ, «Архитектурная группа ДНК» Приятно удивлены. Объект мирового уровня. Абстрактность и лихость авангардизма по форме в сочетании с обоснованностью и сложнейшими конструктивными решениями. Это реальный синтез работы и архитекторов и конструкторов и инженеров - а в результате уникальное, точное решение. Продуманы также интерьерные детали, не потерявшие актуальность и сегодня. Поразила запроектированная еще в то время система тепловых насосов. Приятно, что объект обитаем и полон отдыхающих, наверное не до конца понимающих в каком уникальном месте они находятся. Странно, что о "Дружбе" мало известно даже в проффессиональной среде. Надо, конечно, пропагандировать и изучать такие объекты, в частности, в институте. И один из шагов (в виде нашей поездки) уже сделан! За что снимаем шляпу перед кураторами МАК.

Отдельное Огромное спасибо уважаемым авторам за экскурсию и рассказ, без которых восприятие не было бы таким живым и наполненным.




Ирина ВЛАСКОВА, Ольга ЛЕБЕДЕВА, «Реставратор-М» Объект санаторий «Дружба», представленный авторами проекта архитекторами Василевским И.А. и Стефанчуком Ю.Ф., раскрылся перед нами во всем многообразии ракурсов объёмов, неповторяющихся ритмах плоскостей стен, стекла, витражей. За счет динамично трансформирующихся и перетекающих пространственных решений мы ощутили постоянную связь с окружающей природой и, главное, с морем.

Трудно такой объект представить только по чертежам и фотографиям, его необходимо увидеть и по нему пройти.

Только воочию можно оценить масштаб и заложенный синтез архитектурно-строительной науки 70-х в нём сконцентрированный.

Этот объект заслуживает быть включенным в состав памятников архитектуры и охраняться законом.

Хотелось бы иметь опубликованный материал по этому объекту с подробным описанием воплощенных в этом проекте идей... архитектурных, конструктивных, технологических.

Мы очень признательны авторам за талантливое произведение и творческое общение.


Ирина ЛУКОМСКАЯ, «Сити-Арх» Здание удивительное и странное.

И, чем ближе знакомишься с объектом, тем больше он вызывает интерес. Масса оригинальных интересных идей, включенных в проект:
— многоплановость восприятия (редкое сочетание комфортной изоляции спальных этажей с визуальным единением различных функциональных зон: от кафе до бассейна и конференц-зала; прекрасные панорамы -горы, море видны буквально из каждого помещения);
— вызывает уважение внимание к деталям: освещение, фонтаны , интерьеры номеров...
— поражают инженерные и конструктивные решения, учет сложнейших природных условий и ограничений.

Учитывая в какое время и в какой стране это проектировалось и строилось, талант проектировщиков и смелость проекта вызывают восхищение.

«Капля дегтя» от увиденного - тяжелое впечатление оставляют условия эксплуатации сооружения. Думаю, что такая архитектура достойна большего внимания.

Еще раз огромное СПАСИБО.


Антон ЛУКОМСКИЙ Впечатления точно космические... В печатных изданиях он такого восторга не вызывал, это нужно было увидеть... Неожиданно было попасть в объем, который просматривается практически с любой точки. Визуально легкое здание.. особенно из внутреннего пространства (много света и воздуха). Абсолютно чёткая и понятная структура, выраженная в сложной пластике.

Впечатлили технологии примененные уже в начале восьмидесятых: структурное остекление, тепловые насосы, которые стали актуальны не так уж давно, толщина бетонных конструкций, да и конструктивное решение вцелом.

Большое уважение авторам, которым удалось реализовать такой объект в то время, когда ничего было нельзя.

Спасибо ОГОРОМНОЕ!


Архитектор Саид ДЖАБРАИЛОВ ...внизу когда включили люстры, за счет отражений, было ощущение бесконечности пространства, впечатление праздника и настоящего чуда...



Михаил РОМАНОВ, столярная мастерская М.Романова Отправляясь в Ялту, был уверен, что «Дружба» - лишь повод, чтобы попробовать сделать выездную встречу МАК. Оказалось, это действительно очень интересный объект, безусловно достойный того, чтобы специально поехать и посмотреть, послушать на месте авторов.

Еще одной интересной стороной объекта является обстановка, в которой он создавался - когда все оригинальное, нестандартное создавалось не благодаря, а вопреки окружающей действительности.

По поводу несколько удручающей советской атмосферы в пансионате. Думаю, Дружба увидит не одно поколение сменяющихся политических течений. Все-равно здравый смысл возобладает повсеместно, Украина станет нормальным европейским государством, появится культура цивилизованных отелей, человеческого отношения к природе, к гостям, к морю. И Дружба очень легко впишется в этот новый образ жизни.


Владимир БАКЕЕВ Большое видится на расстоянии...

По прошествии некоторого времени, просматривая фотографии, понимаешь, что ТАКОЕ могло возникнуть только в Великой стране, во времена великих прорывов, во времена, когда космические корабли летали, а не падали один за другим.

И напрасно авторы огорчаются по поводу состояния Объекта - это меньшее из зол - гораздо противнее было бы, если бы он начал наряжаться в оргалитовые двери с ручками «под золото», столь же «изящные» бра на стенах и т.д.

А так - честная гражданская позиция - быть вместе с народом, не пытаясь припудриться дешевой косметикой, - в каком состоянии страна - в таком и «герой» нашего замечательного путешествия. И все это очень органично по отношению к «шведскому столу» с талонами и очередями за сосисками - «женщина, вы здесь не стояли...»

Вообще, эта первозданность, некоторая руинированность (весьма незначительная), с советскими выключателями и сантехникой - прекрасная почва для ностальгических переживаний, и при некотором сглаживании потребительских и гигиенических шероховатостей, могли бы быть дополнительной «фишкой» в привлечении клиента более высокого ценового уровня, по крайней мере до того времени, когда страна сможет содержать наш модернизм на уровне их Баухауса.

При том запасе моральной и физической прочности, который в Объект вложили его авторы, он этих времен обязательно дождется, чего мы и ему и авторам от души желаем.

А пока все правильно - пиар, каталоги (и американские в т. числе), - лучше поздно...

Большое видится на расстоянии.


Вера БУТКО и Антон НАДТОЧИЙ Шедевр мирового уровня. Здание сложное, пространственное, вроде бы построено на простом плане, но внутри весьма многообразно - очень изощренная архитектура. Такие сооружения позволяют нам называть себя не просто последователями модернизма, но советского модернизма. Удивительное ощущение, когда говорить «советский» - не стыдно, когда, очевидно, что речь идет о значимом явлении мировой архитектуры. Количество инноваций и технологических, и архитектурных просто потрясает, и ведь многие таковыми остаются по сей день: безимпостное остекление, тепловые насосы – заказчики до сих пор удивляются, что такое бывает. Впрочем, самое удивительно это то, как авторам удалось свой порыв, свой энтузиазм заложить в эту архитектуру, так что он ощущается на физическом уровне. Нам всем близко это проектирование в сплошных ограничениях, создание качественного результата не благодаря, но вопреки, и понятно насколько сложно тут сохранить стремление добиться нужного не опустив руки. И такой пример, когда люди получали шанс создать шедевр и сделали это, невозможно воодушевляет.



Дмитрий и Вера ПШЕНИЧНИКОВЫ Благодарим за замечательную поездку в Крым.

Мероприятие было организовано на очень высоком уровне. Хочется отметить очень теплую и доброжелательную атмосферу. Редкий случай, когда можно в спокойной атмосфере пообщаться с коллегами.

Огромная благодарность авторам проекта пансионата «Дружба». Увидеть это уникальное здание, стоящее в ряду лучших мировых архитектурных объектов, в сопровождении авторов и услышать от них историю создания шедевра – это событие, которое останется в памяти навсегда.

Спасибо Вам огромное за это удивительное мероприятие!!! Мы очень Вам благодарны!!!



Юлий БОРИСОВ Как я провел лето или 24 часа на летающей тарелке.

Так уж сложилась судьба, что я за одну неделю побывал сразу в трех курортных местах. Монако, Ялта и Геленджик. Причем не как праздношатающийся турист, а как самый настоящий командировочный - проводил осмотр своих объектов. В Ялте это совпало с удивительным мероприятием - выездным заседанием Московского Архитектурного Клуба в пансионат «Дружба». Все эти города очень похожи: летом их население увеличивается в 5-6 раз. Местные жители видят с малолетства только спускающих на ветер деньги отдыхающих, не подозревая о том, что многие из них усердно работали, чтобы позволить себе поездку на МОРЕ. И абсолютно неважно где отдыхающий спускает деньги: в казино Монте Карло, упивается молодым крепленым вином в Ялте или фотографируется с мартышками в Геленджике - суть таких городов одна, это должно быть райское место, где человек должен отдохнуть и забыть все тяготы обычной жизни, с ее проблемами, плохой погодой и т. д.

Декорациями этого вселенского праздника НИЧЕГОНЕДЕЛАНЬЯ является природа и архитектура. И мы находим здесь больше сходства между городами, чем различий: есть приятное историческое ядро с яркой и пышной классической архитектурой, напоминающей кружевные широкополые шляпки отдыхающих дам, украшенное променадами с пальмами. В Монако - это площадь «Hotel de Paris» и казино, в Ялте и Геленджике - реконструированные набережные с милыми домиками провинциальной классики, кафешками и детскими атракционами. Есть и бетонные многоэтажки жилых домов и гостиниц - последствия глобальной урбанизации 60-70 гг. Эти монстры взрывают органичные пейзажи гор, обрамляющих города, прямоугольными абрисами типовой застройки. Выглядит страшноватенько, особенно с воды, напоминая вставные золотые зубы. Однако никуда не деться - разместить всех желающих в малоэтажной застройке просто невозможно, не влезают. Однако всегда есть приятные исключения. В Ялте это пансионат «Дружба».

Не буду описывать архитектурные особенности и достоинства этого объекта, он включен в отечественные учебники и о нем уже издаются профессиональные книги на западе. Это здание - жемчужина советской архитектуры функционализма. Лично я его сравниваю с советским космическим челноком «Буран» - высшим достижением инженерного гения СССР. В этом объекте воплотились самые передовые архитектурные, конструктивные, инженерные достижения и технологии, многие из которых еще только пытаются применить у нас и на Западе спустя десятилетия. Все это было рассчитано вручную, без использования сложных программ и компьютеров.

К большому сожалению, судьбы гостиницы и космического челнока схожи. Один стоит заброшенный в ЦПКиО, являясь естественным навесом для проката велосипедов, второй стоит с 80-х без ремонта. В гостинице, мне кажется, не только персонал, но и полотенца не менялись со дня его открытия. Однако в этом и есть определенный шарм, и вот почему.

Пребывание в ней - ни с чем не сравнимый аттракцион. Это полная противоположность обычной гостинице на море. Обычно попадаешь к ресепшен на первом этаже и поднимаешься вверх в номера. Здесь же спускаешься вниз. Ресторан и бассейн выходят на террасу с видом на море и парят над обрывом. В типовых гостиницах прямые коридоры и номера один над другим, здесь бесконечные кольца со смещением. За сутки, проведенные в ней, я каждый раз не был уверен, что иду в правильном направлении, по правильной лестнице, нужному коридору. Выйти из здания к пляжу - задача не из тривиальных. А ведь я практически в любом историческом городе без карты могу определить где центр и неплохо ориентируюсь на местности.

Конфигурации помещений и лестниц, их подсветка больше напоминают декорации к старым фильмам о Джеймсе Бонде. Это такая штаб квартира, я только не разобрался, то ли главного злодея, то ли МИ-6. Здесь практически все аутентичное: ручки на дверях, сантехника, лампочки и светильниками, пульты управлениям дискотекой.

Я всегда думал, что задача архитекторов - изменение реальности, но первый раз настолько убедился воочию в действенности этого. Мне показалось, что авторы построили, сознательно или нет, МАШИНУ ВРЕМЕНИ. А все эти парящие над 100 м бездной кольца номеров только инструмент, чтобы совместить параллаксы времени.

Надеюсь, энергетика и мощь этого объекта настолько сильна, что его минует участь ремонта с заменой окон на пластиковые, нашлепками псевдоисторичесих интерьеров и экстерьеров с вензелями и прочей чепухой. Я надеюсь, «Дружба» станет визитной карточкой Ялты, такой же как «Hotel de Paris» в Монако, Эйфелева башня в Париже. Люди, покупая дурацкие магнитики на холодильники, хотя бы так будут приобщаться к лучшим образцам архитектуры советского периода, а там глядишь, поднимется культурный уровень отдыхающих, достигнет среднеевропейского...


Татьяна КУЗНЕЦОВА У меня есть интересное дополнение. Юлий Борисов, проводя аналогию между «Дружбой» и космическим челноком «Буран» угадал их действительную взаимосвязь.

На фото Нодар Канчели (справа) и Марк Борисович Перченок - один из создателей космического челнока «Буран», лауреат государственной премии. С 90-х годов он работал в Курортпроекте, был ближайшим помощником Канчели.

Это титаны, которые создавали необычайную творческую атмосферу в «Курортпроекте».

Канчели все силы вложил в свои постройки.



#BXHTMLCOMMENT_0#

Юрий СТЕФАНЧУК Если бы мы услышали все эти мнения 27 лет назад, возгордились бы и ничего больше не построили...

Поездка в Ялту и пребывание там сделали короткое время незабываемым, а увиденное и услышанное оставили неизгладимое впечатление на долгое время, но без команды МАК и вашего умения все так организовать и окрасить яркими красками была бы не полной, Спасибо вам за все!

Заслуженный архитектор РФ
Профессор международной академии архитектуры
ВАСИЛЕВСКИЙ И.А.
Наше знакомство с кураторами МАК Амирой и Ольгой состоялось при осмотре Большого театра. Прощаясь, я услышал от них вопрос: «Приглашаете на свой объект «Летающую тарелку» в Ялту?» И так же легко ответил - «Конечно», не считая, что такое возможно. Как в сказке, спустя несколько месяцев мы оказались с группой (35 человек) энтузиастов в другом государстве, на палубе зависшего над золотым пляжем Международного пансионата «Дружба».

Дальнейшее развивалось по сложившемуся в МАК сценарию:
— сначала непривычный сверху вниз осмотр необычного объекта с объяснениями автора, раскрывающими единый композиционно-конструктивный замысел;
— затем в уютном барном пространстве «разбор полётов» с яркими, эмоциональными высказываниями об увиденном и пережитом;
— там же традиционные выступления участников с демонстрацией на экране авторских работ.

Всё это, в том числе и неформальное банкетное завершение в тёплой обстановке сделали встречу на объекте неординарным событием.

Поездка подтвердила потенциал и невероятный диапазон возможностей кураторов МАК, практически преодолевающих любые административные и человеческие барьеры. Этому способствуют высокие личные качества Амиры и Ольги, их целеустремлённость, энергия, настойчивость и безусловно огромное обаяние.

Возникает надежда на рождение новой «космической сказки».

Желаю успехов и процветания МАК, избравшему просветительский путь популяризации архитектуры.


Комплекс ДРУЖБА

Проект — 1981г.

Реализация — 1985 г.

Авторский коллектив: архитекторы ВАСИЛЕВСКИЙ И.А., СТЕФАНЧУК Ю.Ф., ДИВНОВ В.И., ВАЙЦЕХОВСКАЯ Л.В., конструкторы КАНЧЕЛИ Н.В., ГУРЬЕВИЧ Б.М., ВЛАДИМИРОВ Е.Н., РУЗЯКОВ Ю.С., инженеры МАЛЬЦ В.И., ГАНСГОРЬЕ В.Ф.

По конструктивным и объемно-планировочным решениям здание не имеет в мире аналогов.

«Дружба» уникальна! В Америке серьезные издания ставят ее на обложку, немцы приезжают изучать, а у нас она претерпела годы забвения...

Наши архитекторы называют объект летающей тарелкой.

Почему?

Круглое здание поднято над землей на трех башнях-опорах. Многотонное пятиэтажное кольцо прикреплено к ним и свободно «парит» в пространстве. По мнению авторов, выбор такой нетрадиционной формы помог решить сразу несколько задач: реализована возможность строительства на крутом склоне без изменения естественного рельефа, удалось максимально сохранить растительность и расширить границу обзора. Между атриумом — композиционной основой объекта — и внешним кольцевым контуром c гостиничными номерами открытые световые дворы, обеспечивающие звукоизоляцию. Впервые проблема отопления, кондиционирования и горячего водоснабжения решена за счет энергии Черного моря.

Cистема «cотовый монолит» обеспечивает работу сооружения, как единой пространственной модели, что позволяет опереть его на редко расположенные опоры, не вводя специальных поддерживающих систем, не увеличивая сечений конструктивных элементов. И открывает совершенно новые возможности строить здания над автострадами, железными дорогами, на косогорах, в районах с наиболее плотной застройкой — осваивать участки, неприемлемые для традиционного строительства. При умелом проектировании жилой микрорайон превратится в парк с подвешенными над зелеными насаждениями домами.

©OOO «МАК» 2014