Мнения

Алексей СУГЛОБ,
директор «САРОС Свет Москва» и партнер МАК
15 сентября 2010 г.

МАК. Какие архитекторы, на Ваш взгляд, необходимее России теперь? соотечественники или иностранцы? Имена, опыт, талант, технологии или нечто иное?

СУГЛОБ А. Архитекторы нужны и наши, и зарубежные! Конечно, у нас есть свои архитектурные школы и свои архитектурные находки, и все же не стоит замыкаться по национальному признаку. Есть очень хорошие, мирового уровня, работы наших архитекторов, и есть, естественно, достойные работы архитекторов не российского происхождения. Поэтому, я считаю, нужны и те, и другие, а если архитектор плохой, он у нас не должен реализоваться, будь он иностранец или россиянин.

А имена?..

Я сторонник подходов, важна сама работа, а не имя. С другой стороны, человек большую часть жизни работает на имя, а потом уже имя на него. И при выборе архитектора на знаковый проект у тех, кто призван делать выбор, всплывают имена...

Опыт естественно важен. И талант, несомненно, потому что архитектура – это, в принципе, такая область, где талант является одним из определяющих понятий. По поводу технологий – это скорее средство, и к архитекторам оно имеет опосредованное отношение, на мой взгляд. Технология, я бы сказал - это составная часть того, что вкладывается в представление об опыте. Конечно, технологии нужны, но, не имея опыта и таланта, не сможешь правильно распорядиться новыми технологиями. Если использовать градацию, то я бы на первое место поставил талант, на второе опыт, и на третье в равных долях имя и технологии.

Одним из важных качеств архитектора, как и любого профессионала, должна быть открытость новому, возможность воспринимать, использовать лучшее. Потому что самое главное - не заржаветь! Вот это важно. Именно поэтому, я убежден, наши архитекторы способны привнести что-то ценное в мировую архитектуру, а иностранные - в российскую. Пусть будет так!

МАК. Какими должны быть конкурсы, если Вы считаете, что они нужны? Открытыми или закрытыми, только с российскими участниками, с интернациональными командами, как ДИНАМО, например?

СУГЛОБ А. Я считаю, что конкурсы ДОЛЖНЫ БЫТЬ! И, в идеале, должны быть открытыми. Допускать в них надо команды, которые хотят принимать участие, но по определенным критериям: по уровню профессионализма, реализованным объектам, и в зависимости от того, по какому проекту идет конкурс, я бы не стал ограничивать соревнование только российскими участниками. Мы люди XXI века, мы должны быть открыты миру!

Мы, так же, как и архитекторы, участвуем в конкурсах-тендерах. И в определенной степени можем причислять себя к вашим коллегам, к творчеству. Потому что предлагаем не просто некий список товаров, мы предлагаем реализацию идей, и сами их разрабатываем. У нас есть свои дизайнеры, проектировщики, которые тоже учились в МАРХИ. Мы так же, бывает, и мучаемся, и многие моменты в конкурсах нас расстраивают, как и архитекторов. Поэтому мы за открытые тендеры, хотя бы с понятными правилами игры. И мы, будучи российской компанией, соперничаем с интернациональными концернами, и, что радует, иногда и побеждаем! Но чаще, ничего не объясняя, выбирают кого-то непонятного, что очень сильно в психологическом плане действует на молодых неопытных специалистов. А мы уже тертые, и продолжаем борьбу!

МАК. У кого Вы учились, учитесь и собираетесь ли еще учиться профессии? У себя, на собственном опыте и ошибках, у конкретных Гуру?

СУГЛОБ А. Не могу сказать, что у кого-то конкретного, скорее - на собственном опыте, на собственных ошибках, к сожалению. Недавно получил МВА, и собираюсь еще дальше учиться, на примере международного опыта. Есть же классические биографии, на которых не грех поучиться. Это поможет мне достичь еще большего. Появляются все новые и новые технологии, и чтобы ими владеть, нужно вникать и самосовершенствоваться.

МАК. Чем Вы готовы поделиться с архитекторами? Сомнениями или готовыми рецептами, общими сведениями или выстраданными глубоко личными переживаниями (это уже не вопрос, а понимание права на выбор степени открытости)

СУГЛОБ А. Готов поделиться своими знаниями, умениями, и вбирать знания у архитекторов, использовать то, что они могут посоветовать: это, конечно, не готовые рецепты, не стандартные решения. Мы играем на одном поле и готовы обсуждать идеи, искать пути решения и приходить к общему высокопрофессиональному результату.

Мы всегда вместе с архитектором стараемся реализовать интересные идеи, грамотно подойти к пожеланиям заказчика, охраняя бюджет, поскольку он тоже имеет значение.

Работая со светом, мы бережно относимся к архитектурным творениям, чтобы осветительные приборы не уничтожили красоту созданного здания. При этом основная наша задача - подчеркнуть архитектурные находки, выделить здание в темное время суток, высветить, и в прямом, и в переносном смысле этого слова, замысел архитектора.

МАК. Свет может выгодно подчеркнуть детали и преимущества объекта, отвоевав его у темноты, но даже хорошо спроектированный и продуманный объект при некачественной реализации может выглядеть при свете в высшей степени неприлично, уродливо. Его тоже надо подсветить?

СУГЛОБ А. У нас был такой случай в одном из регионов. Гостиница, задуманная как пятизвездочная, реализовалась, мягко говоря, на троечку. И когда включили свет, выяснилось, что фасадники некачественно провели работы, выделились все огрехи...

Зато над замечательным проектом Дмитрия Бархина, «Туполев Плаза» и работалось с воодушевлением (мы максимально постарались подчеркнуть красоту здания, спрятав все свои приборы) и результатом гордимся. В Интернете я неоднократно читал мнения об этом здании, поражающем людей своей красотой, особенно в темное время суток. Так же получилось с одним из храмов, которые мы «светили», Свято-Михайловским Собором в Ижевске. Там изначально было поставлено требование, чтобы храм парил, но технических приспособлений не должно быть видно! И нам пришлось размещать оборудование на значительном удалении и неординарно решать поставленную задачу. Теперь в темноте он действительно смотрится как парящий и не видно за счет чего.

Не все пожелания можно реализовать, приходится искать обходные пути. Например, с UNK project у нас два проекта, в один, на Новослободской, в здание ресторана нас, светотехников, позвали слишком поздно: задуманная идея подсветить буквы могла быть реализована до работ по установке стеклянных фасадов. Нам даже негде было с оборудованием разместиться, а заказчик был жесткий: должно быть так и никак иначе!.. Поэтому проект у нас не получился, но в следующий нас позвали пораньше, и сейчас он находится в стадии успешной реализации: как задумалось, так и получится. С удовольствием поделимся совместным опытом на ближайшей встрече с архитекторами 6 октября.

Мой призыв к архитекторам с предоставленной МАКом импровизированной трибуны: зовите нас на ранних этапах проекта, когда идея только возникла, и мы сделаем все возможное и невозможное.

Понимая, что архитектура – искусство ПРОСТРАНСТВА, мы, как профессионалы, стараемся, чтобы от неграмотной подсветки объект не стал плоским, можем помочь уйти от светового загрязнения, чтобы людям, которые смотрят на объект, было комфортно находиться рядом с ним, чтобы здание было приятно глазу, а главное, чтобы ваши талантливые творения не исчезали в ночи!..

©OOO «МАК» 2014